Переход на риск ориентированный подход. Простыми словами: Риск-ориентированный подход. Взаимосвязь риска и бизнеса

Риск является необъемлемой частью любого предприятия и мероприятия. Что бы вы ни делали, всегда есть возможность того, что что-то пойдет не так. Особенно актуально это для бизнеса, так как в этой сфере риски существуют в самых разных формах и могут проявляться в самых неожиданных местах и моментах. Именно поэтому существует риск-ориентированный подход, который позволяет максимально эффективно действовать в условиях повышенного риска. В чем суть этого процесса? Какие у него существуют факторы? Используется ли он в Российской Федерации, и если да, то на каком уровне? Данная статья будет полностью посвящена тому, подход, и всем деталям, которые его касаются.

Суть подхода

Итак, в первую очередь необходимо разобраться с тем, что такое риск-ориентированный подход. Представьте себе предприятие, которое функционирует на каком-либо рынке. Существует огромное количество рисков, которые его касаются, в зависимости от того, какую именно деятельность оно осуществляет. Проведение контрольно-надзорной деятельности на этом предприятии может осуществляться самыми разными способами, но в последнее время наибольшую популярность получил именно риск-ориентированный подход. Специалист анализирует все возможные риски, которые касаются данного предприятия, выделяет среди них самые большие, отсеивает те, которые не сильно влияют на деятельность предприятия, а затем создает полноценную стратегию по борьбе с ними, чтобы предприятие могло максимально эффективно функционировать, снижая их вероятность. Так что суть данного метода, другими словами, заключается в поиске тех факторов, которые мешают предприятию функционировать на сто процентов, и дальнейшее их нивелирование.

Взаимосвязь риска и бизнеса

Многие предприниматели могут задуматься: а зачем вообще им нужен риск-ориентированный подход в контрольно-надзорной деятельности? Ведь их предприятие является маленьким, поэтому и риски у него все на поверхности, да и опасности реальной они не представляют. Однако это большое заблуждение. Даже самое маленькое предприятие может иметь десятки разнообразных многие из которых скрыты от взгляда непрофессионала. В результате они остаются незамеченными, реализуются и не позволяют предприятию достичь желаемой цели. Соответственно, риск-ориентированный подход в контрольно-надзорной деятельности является очень важным, так как он позволяет выявить все факторы риска еще до того как они могли был реализоваться, а затем превратить эту информацию в полноценный бизнес-план, который позволяет предприятию функционировать, избегая реализации того или иного фактора риска, тем самым повышая свою производительность. Предприниматель сможет наглядно увидеть, какие именно процессы подвержены наибольшей опасности - и не запускать их, чтобы значительно повысить свой шанс на успех. Что ж, теперь вы понимаете в общих чертах, что это за метод. Пришло время разобрать его на детали и изучить более внимательно.

Риск

Прежде чем затевать применение риск-ориентированного подхода, вам необходимо четко уяснить основные понятия, связанные с этим процессом. И первое, естественно, это риск. Что это такое? Под риском подразумевается определенное событие, которое еще не произошло и не происходит, а может произойти в будущем - и при этом оно имеет определенный процент вероятности нанесения ущерба вашему предприятию. Сложность здесь заключается в том, что риск может быть как непосредственно самим событием, так и фактором, влияющим на другие. При этом не стоит забывать, что он может случиться, а может и не случиться, его эффект может быть как серьезным, так и слабым. Именно поэтому рекомендуется приглашение специалиста по данному подходу для его использования, так как здесь очень многое зависит от опытности профессионала. Человек, который работает с риск-ориентированным подходом не первый год, сможет гораздо более четко и быстро определять серьезность тех или иных рисков, разграничивать их факторы.

Исходный и остаточный риски

Что еще необходимо знать про Организации используют его все чаще. Однако при этом рекомендуется прибегнуть к услугам специалистов, так как именно они смогут помочь вам максимально эффективно составить план рисков для вашего предприятия. Например, вы вряд ли знаете, что такое исходный и остаточный риски, а также какая между ними разница. Естественно, вам стоит об этом узнать даже в том случае, если вы не планируете использование подобного подхода, так как это очень важная информация. Дело в том, что иногда даже самые серьезные меры не дают вам стопроцентной гарантии того, что риск не будет активирован. Именно поэтому и существует данное разграничение. Исходный риск - это тот, который имеется изначально без какого-либо стороннего вмешательства с вашей стороны, в то время как остаточный - это тот, который остается после того, как были предприняты все возможные меры по его устранению. Естественно, чаще всего остаточный риск имеет гораздо меньшую вероятность активации и намного меньший потенциальный урон. И уже это дает понять, что риск-ориентированный подход в контроле является очень эффективным и невероятно полезным для любого типа бизнеса.

Фактор риска

Уже не раз выше был упомянут термин «фактор риска» - но что же он обозначает? Это результат какого-либо действия, бездействия либо условия, из-за которого увеличивает вероятность реализации конкретного риска, а также повышается вероятный ущерб, который будет нанесен при его активации. Тот фактор риска, который запускает процесс реализации риска, является причиной, и это вызывает большое заблуждение у многих людей. Дело в том, что причиной будет какой-либо фактор, однако далеко не все факторы являются причиной. Можно легко запомнить, что причина у активации риска будет одна, а побочных факторов, которые будут увеличивать вероятность активации и усиливать урон, может быть много. Нетрудно представить себе, что в различных отраслях будут различаться как факторы риска, так и сам по себе риск-ориентированный подход. В охране труда, например, факторы риска вряд ли буду совпадать с теми, которые существуют в сфере малого бизнеса. Итак, вы теперь имеете общее представление о том, как это действует. Пришло время взглянуть на наглядный пример. И какой будет лучше, чем совсем недавно начавшийся процесс внедрения риск-ориентированного подхода в систему организации государственного контроля и надзора Российской Федерации?

Выпуск постановления

Первого апреля 2016 года в Российской Федерации было выпущено постановление Правительства о риск-ориентированном подходе при организации и проведении контрольно-надзорных мероприятий. В соответствии с ним было принято решение о введении данного подхода на государственном уровне для повышения функциональности и эффективности действия государственных органов. В принципе, то же самое происходит и в сфере бизнеса - предприниматель должен принять решение о внедрении риск-ориентированного подхода, и уже оно, подтвержденное документально, запускает весь процесс, о котором сейчас и пойдет речь.

Определение видов контроля

Итак, с чего же начался риск-ориентированный подход организации в правительстве Российской Федеарции? В первую очередь, постановлением Правительства были обозначены виды контроля, которые будут подвержены изменениям после введения данного подхода. Другими словами, риск-ориентированный подход, когда он будет полностью внедрен, затронет не все сферы, а лишь те, которые были обозначены в постановлении. Что это за сферы? В соответствии с постановлением, следующие виды государственного контроля и надзора будут осуществляться с применением риск-ориентированного подхода: федеральный государственный пожарный надзор, федеральный государственный санитарно-эпидемический надзор, федеральный государственный надзор в области связи и федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства. Однако это не единственная информация, которая содержалась в постановлении.

Введение правил

Что еще содержало в себе постановление, в соответствии с которым для обозначенных выше сфер деятельности был запущен риск-ориентированный подход? Государственный надзор в этих сферах будет осуществляться в соответствии с правилами, которые также были обозначены в тексте постановления. Всего было выделено 21 правило. Их должны будут придерживаться государственные органы при проведении надзора и контроля в соответствующих сферах деятельности.

Категории риска и критерии отнесения

Но и на этом информация, предоставляемая постановлением, не заканчивается - также в нем определены конкретные категории риска, классы опасности, а также особенности мероприятий при обнаружении той или иной категории риска и опасности. Более того, в тексте постановления созданы и критерии отнесения того или иного физического или юридического лица к определенной категории риска и опасности. Собственно говоря, на этом теоретическая часть закончилась - и с апреля 2016 года постановление начало вступать в силу поэтапно. К слову, процесс все еще не закончен, поэтому будет интересно взглянуть на то, какие шаги уже были успешно завершены, какие находятся на стадии реализации, а какие еще даже не стартовали и только назначены на определенную дату в будущем.

Методики расчета

Первым практическим заданием, которое началось в мае 2016 года, стала разработка методик расчета значений показателей, которые в дальнейшем будут использоваться для определения степени опасности того или иного фактора и непосредственно самого риска. Обратите внимание на то, что этот процесс является очень важным и трудоемким, так как, по сути, именно его результаты будут фундаментом для дальнейшей деятельности программы. Поэтому работы над этим шагом все еще ведутся, хотя и были начаты уже много месяцев назад.

Внеплановые проверки

Что касается данного шага, то он был очень коротким и быстрым - в ходе него необходимо было законодательно закрепить возможность использования данного подхода при проведении внеплановых проверок. Это было осуществлено уже во втором квартале 2016 года.

Следующим шагом стала подготовка развернутых методических рекомендаций, которые могли бы использовать соответствующие государственные правительственные органы для внедрения риск-ориентированного подхода в свою деятельность. Этот шаг потребует немало усилий, так как он подразумевает наличие готового проекта, в соответствии с которым и будут созданы рекомендации. Именно поэтому срок реализации этого пункта назначен на февраль 2017 года - и ответственный органы все еще ведут работу над его завершением.

Подведение предварительных итогов

К марту 2017 года должны быть подведены предварительные итоги внедрения риск-ориентированного подхода в указанные выше органы государственного надзора. Дело в том, что данный подход в будущем планируется использовать гораздо более широко, поэтому сейчас он внедряется только в ограниченное количество сфер, и сейчас происходит оценка того, насколько эффективным является этот проект. В марте 2017 года будут подведены итоги и, на основании полученных результатов, будет принято решение о том, насколько в ближайшее время будет расширен список видов надзора, и каким он будет к 2018 году, то есть к моменту полного внедрения данного подхода в государственные органы надзора.

Проведение семинаров

В июне 2016 года был проведен первый семинар по обмену успешными практиками функционирования риск-ориентированного подхода в органах государственного контроля и надзора. У этого шага нет срока давности, так как он должен производиться раз в полгода. Вполне вероятно, что после полного внедрения системы в этот пункт будут внесены коррективы, но вплоть до 2018 года эти семинары будут проводиться каждые шесть месяцев, что позволит значительно улучшить функциональность данного проекта.

Формирование чёткой базы данных по подконтрольным субъектам, стыковка систем оценки рисков разных контрольно-надзорных органов и актуализация обязательных требований - такие ключевые аспекты внедрения риск-ориентированной модели проведения проверок обозначили участники экспертного семинара, организованного 17 марта Аналитическим центром при Правительстве РФ и при Правительстве РФ по поручению министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова. Представленные на семинаре лучшие практики применения риск-ориентированного подхода и оценки эффективности в контрольно-надзорной деятельности будут в ближайшее время обобщены экспертным и научным сообществом.

На начало 2016 года системы управления рисками использовались в той или иной мере при осуществлении 12 видов федерального государственного контроля и надзора. Апробация риск-ориентированного подхода идёт в пяти ведомствах: МЧС, Ростехнадзоре, Роструде, Роспотребнадзоре и ФНС.

ФНС, по мнению большинства экспертов, демонстрирует наибольшие успехи в части перехода на риск-ориентированную модель контроля и надзора. По словам заместителя руководителя ведомства Даниила Егорова, разработать модель управления рисками и выделить приоритетные объекты для проверок ФНС пришлось, когда стало ясно, что служба физически не может справиться с проведением выездных проверок в отношении всех налогоплательщиков. Результатом перехода на новую модель стало значительное сокращение числа ежегодно проводимых выездных проверок - со 100 тысяч в 2007 году до 30 тысяч в 2015-м.

Во главе угла стоит система стратегического менеджмента. Только после того, как мы чётко определим все цели, мы сможем нарисовать карту рисков. Второе - это система показателей, система KPI. Если эта система не выстроена, то не будет никакой синергии», - отметил Даниил Егоров.

Важные аспекты перехода на риск-ориентированный контроль, по его словам, - это внедрение современных информационных систем, централизация управления рисками, максимальное раскрытие данных и работа с налогоплательщиками, их консультативная поддержка и стимулирование добровольной уплаты налогов.

Создав мощную ИТ-платформу для исполнения налоговой функции, они получили возможность реально, а не формально внедрять риск-ориентированный подход. Некоторые контрольно-надзорные органы, отдавая дань моде, говорят, что уже имеют систему управления рисками. Но, внимательно рассмотрев их, мы понимаем, что это только фрагмент целостного механизма», - отметил заместитель начальника контрольного управления Президента РФ Валентин Летуновский.

Другие ведомства начали внедрять риск-ориентированную модель проверок позже, однако тоже успели накопить определённый опыт. Так, Роспотребнадзор определил 9 территориальных органов для апробации нового подхода, определил порядок формирования единого федерального реестра юрлиц и индивидуальных предпринимателей, подлежащих надзору с их стороны. Реестр содержит сведения, позволяющие относить объект к определённому классу причинения вреда по таким критериям, как вероятность нарушения законодательства, тяжесть последствий таких нарушений и численность населения, подверженного воздействию. К объектам низкого риска, которые выводятся из-под планового надзора, Роспотребнадзор отнёс около 54% объектов транспортной инфраструктуры, 33% промышленных предприятий. План проверок на 2016 год сформирован с учётом риск-ориентированного подхода, в итоге число плановых проверок на 2016 год сократилось на 30% по сравнению с прошлым годом, сообщил замглавы Роспотребнадзора Михаил Орлов.

При внедрении риск-ориентированной модели важно обеспечить стыковку профилей риска между разными ведомствами, отвечающими за смежные сферы, подчеркнул Валентин Летуновский. В качестве примера он привёл Роспотребнадзор, Россельхознадзор и Росприроднадзор. Координирующая функция должна быть возложена на конкретный госорган - главного методолога, считает он.

Роструд выделил 6 категорий риска поднадзорных объектов, исходя из которых определяется частота проверок. Уровень риска зависит от класса условий труда, отрасли, масштабов деятельности, пояснил замруководителя ведомства Михаил Иванков. По его словам, Роструд приступил к созданию полноценной системы управления контрольно-надзорной деятельностью, её планируется внедрить в пилотном режиме до конца года. А запуск сервиса «Электронный инспектор» - системы внутреннего контроля на предприятиях - позволил хозяйствующим субъектам снизить издержки от проверок на 2,2 млрд рублей.

МЧС благодаря внедрению в пилотном режиме риск-ориентированного подхода удалось сократить число плановых проверок со 173 тысяч до 130 тысяч в год. Основная задача на данном этапе - совершенствование нормативной базы и устранение морально и технически устаревших норм, отметил замдиректора департамента надзорной деятельности и профилактической работы ведомства Сергей Воронов. Главная цель совершенствования контрольно-надзорной деятельности - снижение количества пожаров и количества погибших в них, подчеркнул он.

Своим опытом внедрения риск-ориентированного подхода поделились также представители Федеральной службы по финансовому мониторингу, Федерального медико-биологического агентства, Ространснадзора.

Риск-ориентированная модель контрольно-надзорной деятельности в пилотном режиме внедряется в Ульяновской области. Основные мероприятия, направленные на совершенствование контрольно-надзорной деятельности в регионе и переход на риск-ориентированную модель, закреплены в « » «Контроль рисков для комфортной и безопасной жизни и эффективного бизнеса» на 2015–2017 годы. Этот документ разработан федеральными и региональными экспертами совместно с Правительством РФ и министром РФ по вопросам Открытого правительства Михаилом Абызовым и утверждён в августе 2015 года.

Эта "дорожная карта" на сегодняшний день реализуется, сформирован проектный офис, который отвечает за её реализацию. Он состоит из представителей органов исполнительной власти, общественных организаций, которые представляют интересы предпринимательского сообщества, и уполномоченных по защите прав предпринимателей», - рассказал и.о. министра экономического развития Ульяновской области Вадим Павлов.

В регионе, по его словам, сформирован реестр обязательных требований и классификатор нарушений, реализован принцип «сначала предупреждение, потом штраф» для нарушений, выявленных впервые. Кроме того, на основе собственного опыта реализации риск-ориентированной модели проверок в Ульяновской области подготовлены предложения по региональному стандарту контрольной деятельности.

Изучение передового опыта, по мнению участников экспертного семинара, позволит внести коррективы в проект федерального о государственном и муниципальном контроле, который разрабатывается Минэкономразвития с вовлечением экспертного сообщества по поручению Президента РФ.

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (с изм. и доп., вступ. в силу с...

Статья 8.1. Применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора)

1. В целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности своей деятельности органами государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) может применяться риск-ориентированный подход.

1.1. Перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, определяется Правительством Российской Федерации.

1.2. Перечень видов регионального государственного контроля (надзор а), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе определить виды регионального государственного контроля (надзора), при организации которых риск-ориентированный подход применяется в обязательном порядке.

2. Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Отнесение к определенному классу (категории) опасности осуществляется органом государственного контроля (надзора) с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, а к определенной категории риска - также с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих обязательных требований.

4. Критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности определяются Правительством Российской Федерации, если такие критерии не установлены федеральным законом. Критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности при организации регионального государственного контроля (надзора) определяются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если такие критерии не установлены федеральным законом или Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе определить общие требования к критериям отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности при организации регионального государственного контроля (надзора), а также к порядку их установления.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В случае, если критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска предусматривают проведение органом государственного контроля (надзора) расчета значений показателей, используемых для оценки тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований, оценки вероятности их несоблюдения, методики такого расчета утверждаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности.

6. Правила отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности определяются Правительством Российской Федерации. Указанные правила должны предусматривать возможность подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем заявления об изменении присвоенных им ранее категории риска или класса (категории) опасности.

7. В случае, если в соответствии с федеральным законом отнесение деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности осуществляется в рамках осуществляемых органом государственного контроля (надзора) полномочий по государственной регистрации, выдаче разрешения (специального права) или иных подобных полномочий, правила отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности определяются нормативным правовым актом, устанавливающим порядок осуществления указанных полномочий такого государственного органа.

8. Положениями о видах федерального государственного контроля (надзора) может быть предусмотрено использование органами государственного контроля (надзора) индикаторов риска нарушения обязательных требований как основание для проведения внеплановых проверок. Индикаторы риска нарушения обязательных требований разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, и подлежат размещению в сети "Интернет".

(см. текст в предыдущей редакции)

Открыть полный текст документа

Похожие публикации