Проблемы сохранения биологического разнообразия земли. Проблемы сохранения видов. Актуальность Сохранение разнообразия видов животных и растений, ландшафтов и экосистем – актуальная задача современности. Сохранение. Красная книга и насекомые

При хозяйственном использовании природных ресурсов Земли возникает проблема сохранения природного разнообразия. Под природным разнообразием планеты Земля понимается совокупность представителей животного и растительного мира, которые сформировались в процессе развития жизни на Земле и характерны для каждой . Сохранить видовое разнообразие представителей растений и животных невозможно без охраны среды их обитания. Поэтому в 1995 г. была принята специальная программа сохранения природного разнообразия в Европе. Сохранение природного разнообразия позволяет рассматривать любую территорию (своей местности, страны, природной зоны) как сложное природное образование, которое включает животный и растительный мир и среду их обитания.

Природное разнообразие - это многообразие природных условий в пределах отдельной территории. В сохранении природного разнообразия каждый район Земли выполняет свою определенную роль. Для оценки природного разнообразия учитывают типы, площадь и границы земель, различающихся условиями для обитания животных, произрастания растений, жизни человека. Их может быть достаточно или недостаточно для сохранения природного разнообразия на конкретной территории.

Густозаселенные районы с интенсивным освоением почвенно-земельных ресурсов практически лишены естественных природных комплексов. Так, в Европе почти отсутствуют естественные леса. По расчетам ученых, в ближайшие 20-30 лет географическая оболочка может потерять до 1 млн видов растений и животных. (Вспомните, какие растения и животные уже исчезли на территории .)

В современных условиях сохранение природного разнообразия - достаточно трудная задача. В отдельных районах не сохранились природные ландшафты, сокращается естественная растительность. Поэтому государства объединяют усилия по сохранению видового состава животного и растительного мира, принимают решения по сохранению больших территорий в естественном состоянии в , Австралии, Северной и Южной Америке и даже в . В странах с исчезнувшими видами фауны и флоры проводятся мероприятия, направленные на их восстановление. На законодательном уровне строго ограничивается охота на диких животных, проводится акклиматизация животных с других регионов, создаются экологические природные коридоры для перемещения диких животных.

Природоохранные территории

В процессе хозяйственной деятельности человек не в состоянии изолировать природные компоненты от негативного воздействия. Природная среда уже сейчас настолько серьезно загрязнена и преобразована, что полностью ликвидировать загрязнение и восстановить природные комплексы очень трудно. Ученые выявляют виды растений и животных, которым угрожает опасность, определяют, сколько осталось их в природе, где они еще сохранились, как их охранять.

Для сохранения природы организуются природоохранные территории: заповедники, заповедно-рекреационные и ограниченно охраняемые. Эти территории охраняются от традиционного хозяйственного использования и поддерживаются в естественном состоянии для сохранения экологического баланса и возобновления природных ресурсов, а также для научных, учебно-просветительских, культурно-эстетических и других целей. Режим охраны таких территорий может быть заповедным, заказным или с ограниченным хозяйственным использованием. В соответствии с их статусом они предназначены для сохранения природного разнообразия на Земле, проведения научных исследований. По международным нормам общая площадь охраняемых территорий должна быть не менее 8 % территории страны.

К охраняемым объектам относятся: заповедники, биосферные заповедники, национальные парки, заказники. Заповедники - особо охраняемые законом территории, которые полностью изъяты из хозяйственного пользования с целью сохранения природы в естественном состоянии. Биосферные заповедники образуют мировую сеть, где осуществляется комплексный экологический контроль за состоянием природных комплексов в различных природных зонах Земли. Они являются природными лабораториями, образцами данной территории для оценки изменений освоенных человеком природных комплексов. Общая площадь наиболее крупных мира - около 2 % площади суши. Наиболее крупные и известные заповедники - Астраханский, Ильменский (Россия). В Беларуси находится Березинский биосферный заповедник.

Заповедно-рекреационные природные территории включают территории , получившие широкое распространение в мире. Целью их организации является охрана типичных и уникальных природных территорий, выполнение функций ( национальный парк - гейзеры, Секвойя - леса из секвойи, Мамонтова пещера и др.). При их посещении туристы обязаны выполнять установленные правила поведения. В Беларуси первым национальным парком стала Беловежская пуща. (Вспомните, какие охраняемые территории имеются в Беларуси.)

К ограниченно охраняемым территориям относятся ландшафтные, биологические, гидрологические заказники - участки природы, предназначенные для охраны и восстановления одного или нескольких видов растений, животных, компонентов природы, водных объектов (озер, болот) с ограниченным использованием других объектов природы.

В целях сохранения биоразнообразия и обогащения растительного мира, а также в интересах науки, учебы и просветительской работы человеком созданы коллекции деревьев и кустарников - ботанические сады.

Природное разнообразие представителей животного и растительного мира на Земле определяется сочетанием разнообразных природных условий. Главная проблема в области охраны природы, стоящая перед человечеством, - это сохранение природного разнообразия для будущих поколений.

Проблема сохранения биологического разнообразия планеты. Многие экологи считают, что несмотря на повсеместное употребление термина «биологическое разнообразие», как понятие оно не сформировалось до сих пор. Отчего так происходит? Прежде всего оттого, что современные возможности биосферы еще не известны. Следовательно, не известно и общее количество видов в биосфере до сих пор, и, значит, неизвестен ее потенциал. В связи с этим в настоящее время имеется несколько точек зрения на сущность биологического разнообразия. Наиболее распространен взгляд на биоразнообразие как на совокупность видового богатства живых организмов. Согласно этому, биологическое разнообразие включает в себя прежде всего все существующие на Земле виды растений, животных и микроорганизмов. Оно также охватывает и всю совокупность природных экосистем, которые слагаются этими видами. Таким образом, под биоразнообразием можно понимать разнообразие организмов и их природных сочетаний. Однако многие экологи считают, что в общую структуру биоразнообразия следует включать не только организменное разнообразие, но и экологическое, генетическое и отчасти культурное разнообразие. Поэтому нередко под биоразнообразием подразумевается изменчивость экосистем всех живых организмов, включая земные, морские и другие водные экосистемы. В этом случае оно включает разнообразие в рамках одного вида (генетическое разнообразие), между разными видами (видовое разнообразие) и экосистемами (экосистемное разнообразие).

Слайд 14 из презентации «Сохранение биологического разнообразия» к урокам экологии на тему «Биосфера»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке экологии, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Сохранение биологического разнообразия.ppt» можно в zip-архиве размером 963 КБ.

Скачать презентацию

Биосфера

«Сохранение биологического разнообразия» - Есть угроза, что в ближайшие 20-30 лет мы потеряем около 1 млн видов. Одним из результатов такого конфликта явилось снижение биологического разнообразия природных экосистем. Проблема сохранения биологического разнообразия планеты. Прежде всего оттого, что современные возможности биосферы еще не известны.

«Вымершие животные» - Меховая промышленность – опасность для окружающей среды. Изменение климата Земли может навсегда поменять нашу жизнь. Например: - в европейской части - 8500 куб. м./год - в азиатской части – 100 000 м. куб./год. Ядерная зима. Живший в неволе последний странствующий голубь умер в сентябре 1914 года. Странствующий голубь.

«Лес и человек» - Зона лесов. Ищу грибов поляну Я, не жалея ног, А если и устану – Присяду на пенёк. С. Никулина «Русский лес». Лес и человек. Излечит, обогреет, Накормит русский лес. Решение проблем. Лес – «лёгкие нашей планеты» Лес – наше богатство. Тундра. Зона арктических пустынь. Проверь решение. Течёт вода – водится, Вкусна и холодна.

«Охрана природной среды» - Роль природы в жизни человеческого общества. Правовые основы охраны природы. В законе сформулированы экологические требования, предъявляемые ко всем хозяйственным структурам. Современные проблемы охраны природы. Закон должен создавать нравственную основу для поведения граждан. Неисчерпаемые ресурсы включают водные, климатические и космические.

«Загрязнение литосферы» - Самоочищения почвы практически не происходит. В числе отходов – ядохимикаты, удобрения. Источники загрязнения. Теплоэнергетика. Пути решения. Изменения рельефа местности. Литосфера. Последствия загрязнения литосферы. Жилые дома и бытовые предприятия. В числе отходов – соединение свинца, углеводороды.

ЗАЧЕМ НУЖНО СОХРАНЯТЬ БИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕЖивотные являются важной составляющей природных
сообществ живых организмов в экосистемах.
В 1992 г в столице Кении, г. Найроби,
была подписана международная
Конвенция о биологическом
разнообразии, принятая многими
странами, в том числе и Россией.
Согласно этой конвенции, биологическое разнообразие включает 3
взаимосвязанных понятия:
1) генетическое разнообразие особей вида, определяющее его жизнеспособность;
2) количество видов и соотношение количества их особей в природных
сообществах,
3) разнообразие экосистем (экологических систем) - участков земель или вод с
их живым населением, постоянно обменивающимся веществами и энергией с
местом своего обитания.

ЗАЧЕМ НУЖНО СОХРАНЯТЬ БИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ

Каждая экосистема характеризуется особым соотношением
организмов, принадлежащих к различным биологическим видам. Состав этих
видов и соотношение их особей характеризуют биологическое разнообразие
экосистемы.
Тропические леса и
коралловые рифы –
классические примеры
наземных и водных
экосистем с исключительно
высоким уровнем
биологического разнообразия
Если из состава сообщества полностью исключить (или, наоборот, добавить)
несколько видов (или даже хотя бы один вид), это может привести к значительному, а
порой – даже катастрофическому изменению свойств всей экосистемы.
Состав и соотношение видов живых организмов в сообществе
(«биологическое разнообразие») во многом определяют качество
окружающей природной среды. Поэтому сохранение состава видов
животных и количества их особей в экосистемах является важнейшей
природоохранной задачей.

Экосистемы и
ландшафты
Разнообразие
видов
Генофонд

Обеспечение
продовольствием
, топливом и
волокнами
Обеспечение
жильем и
строительными
материалами
Фильтрация
воздуха и воды

Эстетическая и
культурная
ценность
Повышение
плодородия и
регенерация
почв
Детоксикация и
утилизация
отходов

Биоразнообразие как таковое приносит как
экономическую, так и научную пользу (например, в
поисках новых лекарственных препаратов или
способов лечения)
Человечество в целом – это часть экологической
системы планеты, и потому оно должно бережно
относится к биосфере
Значимость биоразнообразия в эстетическом, и
этическом плане. Природа прославляется и
воспевается художниками, поэтами и музыкантами
всего мира; для человека природа является вечной и
непреходящей ценностью.

Косвенные воздействия
Разрушение местообитаний
Загрязнение
Внедрение чужеродных видов
Прямое уничтожение
Переэксплуатация природных
ресурсов
Вымирание видов
Уничтожение природных
местообитаний
Угрозы
биоразнообразию

Монокультуры
в сельском
хозяйстве
Рост
населения и
потребления
ресурсов
Глобальное
потепление
Туризм
Угроза
биоразнообразию

БИОРАЗНООБРАЗИЕ - В ОПАСНОСТИ

Снижение биологического разнообразия под воздействием человека
продолжается. Это может привести к опасным необратимым изменениям
свойств всего живого сообщества Земли и, из-за этого, к сильным
изменениям условий жизни.
Разрушительная деятельность человека привела к тому, что биоразнообразие Земли
и, в том числе, разнообразие животных стало быстро уменьшаться. Большую роль в
этом сыграли уничтожение мест их обитания, хищническая эксплуатация природных
ресурсов, загрязнение вод, воздуха и земель, намеренное или нечаянное расселение
человеком биологических видов в несвойственные им места.
Поступление загрязняющих
веществ в воздух
называется «выбросом», в
воду – «сбросом»
Сохранение разнообразия жизни на Земле вообще и разнообразия животных, в
частности, является необходимейшим условием нашего выживания.

за один год в тропиках исчезает примерно 2000 видов растений - это
соответствует глобальной потере на 8% за десятилетие
с 1985 по 2015 год на Земле исчезнет примерно 25% всех видов – это
соответствует 9% глобального биоразнообразия за десятилетие
каждый год на Земле исчезает 0,2-0,3% всех видов
ежедневно вымирает от 3 до 130
с 1990 по 2015 год исчезнет от 2 до 18% всех видов,
к 2020 году исчезнет 5-15% лесных видов
за исторический период вымерло по меньшей мере 7% видов растений
на Земле

Как известно, заповедник – это участок
земель или вод, который полностью и на
неограниченное время освобождается
от хозяйственного использования и от
иных воздействий человека.
Заповедная система России
Некоторые заповедники, сохраняющие в первозданном виде типичный
участок какой-либо природной зоны, включаются в международную систему
биосферных резерватов. Биосферные резерваты – эталоны самых различных
природных зон Земли в их естественном состоянии. Они являются достоянием
всего человечества.
Развитие системы биосферных резерватов имеет три основные цели:
1) сохранить естественное биоразнообразие;
2) регулярно наблюдать естественные изменения ненарушенных участков
природы, чтобы на этом фоне можно было выявлять изменения, привнесенные в
других местах человеком;
3) обучать и готовить здесь специалистов-экологов в полевых условиях.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ БИОСФЕРНЫЕ РЕЗЕРВАТЫ

В СССР и России статус международных биосферных резерватов приобрели многие
уже существовавшие к тому времени заповедники. Ведь многие идеи отечественных
учёных, положенные в основу создания наших природных заповедников, также были
направлены на создание такой сети ненарушенных эталонов разных природных зон.
Сейчас в мире существует уже несколько сотен биосферных заповедников. Из них 28
находятся на территории Российской Федерации, например:
Название
резервата
Астраханский
Баргузинский
Субъект РФ
Природная зона
Астраханская область
Республика Бурятия
полупустыни
горная тайга
Воронежский
Липецкая, Воронежская обл.
лесостепь
Кавказский
Краснодарский край,
Карачаево-Черкесская
республика, Адыгея.
высокогорье,
субтропические леса
280
«Кедровая
Падь»
Приморский край
хвойно-широколиственные леса
18
Московская обл.
широколиственные,
хвойно-широколиственные леса
5
ПриокскоТеррасный
Площадь,
тыс. га
68
374
31

Даже по этим нескольким примерам видно, что российские
биосферные резерваты расположены в самых разных природных
зонах. Поэтому резерваты позволяют судить о том, какой уровень
биоразнообразия можно считать нормальным в разных естественных
условиях.
По данным таблицы заметно также, что в густо населенных, обжитых
землях с развитым хозяйством для заповедников удается выделить
намного меньшую площадь, чем на мало населенных территориях,
слабо затронутых хозяйственной деятельностью.
Биосферные резерваты способствуют сохранению редких видов,
занесенных в Красную книгу, сохраняя возможность восстановления их
численности и ареала.
круглоротые и
рыбы
рептили
и
гнездящиеся
птицы
млекопитающ
ие
Доля видов, включенных в Красную книгу РФ, от общего числа
зарегистрированных видов на территории Российской Федерации
(по материалам базы данных www.biodat.ru)

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Согласно этой конвенции, биологическое разнообразие включает 3 взаимосвязанных понятия: 1) генетическое разнообразие особей вида, определяющее его жизнеспособность; 2) количество видов и соотношение количества их особей в природных сообществах, 3) разнообразие экосистем (экологических систем) - участков земель или вод с их живым населением, постоянно обменивающимся веществами и энергией с местом своего обитания. Животные являются важной составляющей природных сообществ живых организмов в экосистемах. В 1992 г в столице Кении, г. Найроби, была подписана международная Конвенция о биологическом разнообразии, принятая многими странами, в том числе и Россией.

Cлайд 4

Каждая экосистема характеризуется особым соотношением организмов, принадлежащих к различным биологическим видам. Состав этих видов и соотношение их особей характеризуют биологическое разнообразие экосистемы. Если из состава сообщества полностью исключить (или, наоборот, добавить) несколько видов (или даже хотя бы один вид), это может привести к значительному, а порой – даже катастрофическому изменению свойств всей экосистемы. Тропические леса и коралловые рифы – классические примеры наземных и водных экосистем с исключительно высоким уровнем биологического разнообразия Состав и соотношение видов живых организмов в сообществе («биологическое разнообразие») во многом определяют качество окружающей природной среды. Поэтому сохранение состава видов животных и количества их особей в экосистемах является важнейшей природоохранной задачей.

Cлайд 5

Cлайд 6

Cлайд 7

Cлайд 8

Cлайд 9

Cлайд 10

Cлайд 11

Разрушительная деятельность человека привела к тому, что биоразнообразие Земли и, в том числе, разнообразие животных стало быстро уменьшаться. Большую роль в этом сыграли уничтожение мест их обитания, хищническая эксплуатация природных ресурсов, загрязнение вод, воздуха и земель, намеренное или нечаянное расселение человеком биологических видов в несвойственные им места. Снижение биологического разнообразия под воздействием человека продолжается. Это может привести к опасным необратимым изменениям свойств всего живого сообщества Земли и, из-за этого, к сильным изменениям условий жизни. Сохранение разнообразия жизни на Земле вообще и разнообразия животных, в частности, является необходимейшим условием нашего выживания. Поступление загрязняющих веществ в воздух называется «выбросом», в воду – «сбросом»

Cлайд 12

Cлайд 13

Cлайд 14

Cлайд 15

Развитие системы биосферных резерватов имеет три основные цели: 1) сохранить естественное биоразнообразие; 2) регулярно наблюдать естественные изменения ненарушенных участков природы, чтобы на этом фоне можно было выявлять изменения, привнесенные в других местах человеком; 3) обучать и готовить здесь специалистов-экологов в полевых условиях. Некоторые заповедники, сохраняющие в первозданном виде типичный участок какой-либо природной зоны, включаются в международную систему биосферных резерватов. Биосферные резерваты – эталоны самых различных природных зон Земли в их естественном состоянии. Они являются достоянием всего человечества. Как известно, заповедник – это участок земель или вод, который полностью и на неограниченное время освобождается от хозяйственного использования и от иных воздействий человека. Заповедная система России

Cлайд 16

Cлайд 17

МЕЖДУНАРОДНЫЕ БИОСФЕРНЫЕ РЕЗЕРВАТЫ В СССР и России статус международных биосферных резерватов приобрели многие уже существовавшие к тому времени заповедники. Ведь многие идеи отечественных учёных, положенные в основу создания наших природных заповедников, также были направлены на создание такой сети ненарушенных эталонов разных природных зон. Сейчас в мире существует уже несколько сотен биосферных заповедников. Из них 28 находятся на территории Российской Федерации, например: Название резервата Субъект РФ Природная зона Площадь, тыс. га Астраханский Астраханская область полупустыни 68 Баргузинский Республика Бурятия горная тайга 374 Воронежский Липецкая, Воронежская обл. лесостепь 31 Кавказский Краснодарский край, Карачаево-Черкесская республика, Адыгея. высокогорье, субтропические леса 280 «Кедровая Падь» Приморский край хвойно-широко-лиственные леса 18 Приокско-Террасный Московская обл. широколиственные, хвойно-широко-лиственные леса 5

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель:

Осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные : показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.

Личностные : познавательный интерес к экологии.. Понимание не-обходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных со-обществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Познавательные : умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные : участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари-щей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные : связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.

Форма организации учебной деятельности - индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Изучение нового материала

Биоразнообразие может быть разделено на три категории: генетическое разнообразие, разнообразие видов и разнообра-зие экосистем. Генетическое разнообразие подразумевает раз-нообразие генов внутри одного вида. Видовое разнообразие - это разнообразие видов внутри одного региона. Разнообразие экосистем - разнообразие мест обитания, биотических сооб-ществ и экологических процессов в биосфере. Необходимо по-нимать, что существуют различные уровни биоразнообразия, причем видовое разнообразие, пожалуй, наиболее легкий пред-мет для изучения.

Все три уровня разнообразия составляют единую систему. Снижение генетического разнообразия вида, происходящее из-за «отсутствия притока свежей крови» вследствие, например, разде-ления некогда единого ареала на части, может привести к гибели вида, а значит, уменьшится биологическое разнообразие данного региона. Биоразнообразие напрямую связано с устойчивостью экосистем и биосферы в целом к изменениям экологических факторов, в первую очередь антропогенных. Снижение биоразно-образия приводит к разрушению сложившихся экологических связей и деградации природных сообществ, к нарушению их го-меостаза, в конечном счете - к их уничтожению

Поддержание биоразнообразия необходимо по многим при-чинам , не говоря уже о том, что каждый вид и каждая экосистема имеют право на существование. Жизнедеятельность многих видов зависит от других; уничтожение одного вида может привести к исчезновению других. Человек, как биологический вид, зависит от других видов из-за потребности в еде, лекарствах, промыш-ленных продуктах, а также в таких «экологических услугах», как, например, самоочищение водоемов. И, наконец, каждый вид и каждая экосистема вносят определенный вклад в красоту и богат-ство окружающего нас мира

По наиболее взвешенным оценкам биологов, на Земле имеет-ся около 10 млн. видов живых- организмов. Систематики дали на-звание только 1,4 млн. видов. Существует невообразимое множе-ство пока еще «неопознанных» микроорганизмов, насекомых и малых обитателей океана.

Влажные тропические леса Юго-Восточной Азии, Централь-ной и Западной Африки, а также Латинской Америки характери-зуются наибольшим видовым разнообразием. Степень уничтоже-ния лесов, а значит, и утрата мест обитания, наиболее высока в тех же районах. Ежегодно уничтожается около 17 млн. га тропи-ческих лесов (территория, в 4 раза превышающая площадь Швейцарии). При сохранении таких темпов уничтожения тропи-ческих лесов от 4 до 8% видов, обитающих во влажных тропиче-ских лесах, обречены на вымирание к 2015 г., а от 17 до 35% - к 2040 г. Если так будет продолжаться и дальше, то в течение по-следующих 25 лет будут обречены на уничтожение еще 15% ви-дов, обитающих на Земле. Леса умеренного климата характери-зуются меньшим разнообразием видов, но и они уничтожаются. На сегодняшний день осталось только 44% лесов умеренного климата, в основном в Сибири и на Тихоокеанском побережье Северной Америки.

Следует иметь в виду, что существует разница между «собственно вымиранием» и «обреченностью на вымирание». Не-которые виды могут продолжать свое существование на протяже-нии нескольких поколений, но в итоге они исчезают из-за влияния факторов, неопасных для видов с нормальной численностью, на-пример, из-за неурожая, эпизоотии, разрушения мест обитания, уничтожения кладок яиц и т. д. Иными словами, когда численность видов или популяций высокая, шансов выжить у них значительно больше, чем у малочисленных видов или популяций.

Разрушение мест обитания - не единственная причина сни-жения биоразнообразия. К другим причинам относится фрагмен-тация. Так, для выживания некоторых видов, например, журав-лей, одно огромное болото имеет значительно большее значение, чем несколько меньших, хотя и равных по суммарной площади. Некоторым хищникам, например, волкам, для охоты нужны об-ширные территории

Под снижением биоразнообразия понимается не только уменьшение числа видов, живущих на данной территории, но и качественные изменения экосистем, когда взамен одних видов по-являются другие, не характерные для местных природных сооб-ществ. Важную роль в этом процессе может играть интродукция - перенос видов организмов за пределы их естественных ареалов и внедрение в местные природные комплексы. При отсутствии на новом месте жительства естественных врагов вид начинает бурно размножаться, вытесняя другие виды. В таких случаях интродукция может привести к снижению биоразнообразия. Наиболее известные примеры печальных последствий интродукции - появление коло-радского жука в Европе и кролика в Австралии.

В Конвенции о биологическом разнообразии, принятой на Конференции в Рио-де-Жанейро, отмечается, что «утрата биоло-гического разнообразия на планете продолжается главным обра-зом из-за разрушения среды обитания, чрезмерной эксплуатации сельскохозяйственных ресурсов, загрязнения окружающей среды и привнесения инородных растений и животных. Уменьшение биологического разнообразия происходит в первую очередь из-за деятельности человека и представляет собой серьезную угрозу нашему развитию».

Основные причины утраты биологического разнообразия, от-меченные в Конвенции, включают:

возрастающую численность населения;

возрастающее потребление ресурсов;

пренебрежительное отношение к биологическим видам и экосистемам;

плохо продуманную государственную политику в области использования природных ресурсов;

негативное влияние международной торговли;

несправедливое распределение ресурсов;

непонимание или игнорирование значения биологиче-ского разнообразия.

Образ жизни пещерного охотника привел к уничтожению не-которых видов животных, например, мамонтов и шерстистых но-сорогов. Земледелие уже во времена древних цивилизаций стало причиной экологических катастроф - образования пустынь и све-дения лесов на громадных территориях. Но в последние десятиле-тия влияние человека на природные сообщества многократно усили-лось, значительно превышая их способность к самовосстановлению.


Изменился качественный,состав жертв: если в предыдущие века с лица Земли были стерты, главным образом, виды, представляющие интерес для охотников, то теперь в Красные книги попадают и на-секомые, и рептилии, и прочие, не представляющие промыслового интереса, живые существа. В них уже не стреляют ради вкусного мяса или красивых перьев: их попутно, вместе с сорняками, губят ядохимикатами, у них отнимают места обитания введением интроду- цированных видов, вырубкой лесов, распашкой лугов, осушением и орошением земель, разработкой полезных ископаемых, строительст-вом дорог и городов, загрязнением окружающей среды.

Вопросы и задания

1.В чем заключается проблема биологического разнообра-зия?

3.Приведите основные положения Конвенции о биологи-ческом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 1992).

4.В чем основные причины снижения биоразнообразия?

Биологическое разнообразие

Лекция 7 " Сохранение биологического разнообразия "

ЭКОЛОГИЧНО : Сохранение биоразнообразия (рус .)

Международный день биологического разнообразия

Ресурсы:

С. В. Алексеев. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс, 1997. - 320 с

Хостинг презентаций

Похожие публикации