Презентация на тему м равель. Презентация на тему "болеро". Напев волынки скудный и печальный

Французский композитор (1875-1937)

Нет, наверное, в наше время человека, которого «Болеро» Мориса Равеля не загипнотизировало бы четким, нарастающим ритмом. Гениальное танцевально-симфоническое произведение, будучи музыкальным символом творчества Равеля, своеобразно иллюстрирует весь XX век с его невиданным техническим прогрессом, взлетом научной мысли и множеством революций - социальной, научно-технической, культурной, которые, следовали одна за другой, чем-то напоминая музыку «Болеро».

Морис Равель родился 7 марта 1875 года в городке Сибур, расположенном у побережья Атлантического океана на границе Франции и Испании. Его отец Пьер Жозеф Равель, талантливый инженер и изобретатель, в свое время усовершенствовавший двигатель внутреннего сгорания, умел замечательно играть на рояле. Мать Мария Делуар происходила из старинной семьи басков и была увлекательной рассказчицей.

Вскоре после рождения Мориса семья переехала в Париж, однако образ Испании остался для Мориса неотделимым от образа матери. Морис вспоминал, что влюбленный в музыку отец «стал с ранних лет развивать… эти склонности и поощрять… усердие». Речь идет, разумеется, о музыке. С шести-семи лет Морис систематически учился играть на рояле под руководством Анри Гиса. С 1887 года первые уроки гармонии, контрапункта и композиции дал Морису Шарль Рене. Когда 12-летний Равель начал сочинять, первыми опытами композиции стали для него вариации на тему Шумана.

В 1889 году Морис Равель поступил в Парижскую консерваторию. Он учился по классу фортепиано поначалу у Ш. Антиома, затем у Ш. Берио - большого почитателя испанского искусства. Его композиторский талант все более заявлял о себе. Соученик Равеля, в будущем знаменитый пианист А. Корто рассказывал: «Мы упивались между очередными занятиями тем, что сообщали друг другу несколько особенно дерзновенных тактов, заранее зная, что эти такты заимствованы из нового сочинения Равеля». Отсюда видно, насколько Равель выделялся среди сокурсников.

Занимаясь по классу композиции, Равель позже признавался, что на него оказали влияние Э. Сати и Э. Шабрие - два малоизвестных тогда композитора, а также К.Дебюсси. Занятия по композиции продолжались до 1905 года. Морис входил в компанию сверстников, известную как «Апаши» (дословно бродяги, бандиты, или те, кто борется с косностью).

Особое внимание Равель уделял французской литературе, как классической, так и современной, а также живописи импрессионистов, проявлял большой интерес к фольклору, французскому и испанскому. Он Написал «Испанскую рапсодию», имевшую крупный успех сразу после премьеры, и остроумную юмористическую оперу «L"Heure espagnole» («Испанский час»). Да, испанская тематика занимала в творчестве Мориса Равеля существенное место, но многое воспринял он и от музыки русских композиторов - А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, М. Мусоргского. Он любил русскую музыку. Так, Равель писал критику Ж. Марнольду: «Думаю, наша встреча завтра не состоится из-за концерта русского хора в зале Гаво… Что бы они не пели (а я ручаюсь, программа будет хорошей), все равно слушать этот великолепный ансамбль всегда большое удовольствие». Совместно с И. Стравинским Равель много и увлеченно работал над партитурой «Хованщины».

Во время Первой мировой войны Равель пробовал вступить добровольцем в действующую армию. Несмотря на то, что его забраковала военная комиссия, он все же стремился попасть на фронт. Сперва он хотел стать летчиком, но врачи не допустили его по состоянию здоровья. В конце концов ему удалось устроиться водителем санитарной машины. Лишь обморозив на фронте ноги и получив тяжелое нервное истощение, композитор отправился в тыл.

Война принесла ему подъем духовных сил, чего он и жаждал. Под впечатлением увиденного на фронте он позже, в 1932 году, написал фортепианный концерт для левой руки, который сочинил по просьбе австрийского пианиста П. Виттгенштейна, потерявшего на фронте правую руку. Друзьям, погибшим на фронте, Равель посвятил фортепианную сюиту «Le tombeau de Couperin» («Гробница Куперена», 1917).

В 20-е годы у Равеля ухудшилось здоровье. Особенно впечатлила его смерть матери в 1917 году. После этого горестного события он не смог больше жить в родительской парижской квартире на улице Карно. Композитор много переезжал - жил в Швейцарии, Испании, Франции. Наконец, при помощи друзей в 1920 году он приобрел дом в 50 километрах от Парижа, в Монфор-Л"Амори. По свидетельству современников, для Равеля это событие было весьма радостным. Композитор обставил дом в стиле 30-40 годов XIX века и назвал его «Бельведер», что значит «прекрасный вид с высоты». По свидетельству одного из современников Р. Шалю, Равель перевез домой «все свои ценные безделушки, которые очень любил и берег: китайские статуэтки, гравированное стекло, музыкальные шкатулки и - сокровище из сокровищ - механическую птичку с разноцветным оперением, которая виртуозно щебетала».

В новый дом Равель переехал в 1921 году, однако по-прежнему часто бывал в Париже, оставаясь в курсе всех музыкальных и культурных событий. Для постановки в Париже в 1922 году по заказу известного русского дирижера и контрабасиста С. Кусевицкого он оркестровал «Картинки с выставки» М. Мусоргского - цикл, который первоначально был написан для фортепиано. М. Мусоргский вообще был любимым композитором Равеля, что, видимо, и сказалось на отличном качестве оркестровки.

В конце 20-х - начале 30-х годов популярность Равеля возрастает неимоверно. Причиной тому стало «Болеро», исполнения которого от композитора требовали на каждом из концертов.

На гребне успеха Равель совершил гастрольное турне по Европе. Концерты собирали большое количество зрителей, а ведущие музыканты Европы, как один, давали высочайшую оценку творчеству французского композитора и исполнителя.

Годы шли. Последним творением Равеля стали «Don Quichotte a Dulcine» («Три песни Дон Кихота Дульцинее»), которые первоначально задумывались для фильма о Дон Кихоте. Главную роль должен был исполнять Шаляпин, но фирма, которая намеревалась снимать фильм по этому сюжету, обанкротилась. Несмотря на трудности, Равель сочинил песни в атмосфере настоящего творческого подъема, вызванного наверняка тем, что он вновь обратился к испанскому сюжету и к теме, которая грела его всю жизнь.

В последние годы жизни Морис Равель из-за тяжелой прогрессирующей болезни, опухоли головного мозга, вынужден был прекратить творческую деятельность. Требовалось хирургическое вмешательство, и Равель согласился на операцию, которую он не перенес. Композитор скончался 28 декабря 1937 года.

Будучи ярчайшим представителем мировой музыкальной культуры XX века, Равель развил искания Дебюсси в области импрессионистической звукописи, распространил традицию импрессионизма на музыку, исследовал и разрабатывал экзотические ритмы. В ряде его произведений проявились неоклассические тенденции. Творческие открытия Равеля в области гармонии, ритма, лада и оркестровки привели к рождению новых течений в музыкальной стилистике XX века.

Предмет: Музыка Тема: Морис Равель Выполнил: Елисов Дмитрий, ученик 8 класса МОУ сош 23 Учитель: Довгалева Ольга Анатольевна Министерство образования Российской Федерации МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 23 Бикинского муниципального района. Бикин Хабаровского края


Жозеф Морис Равель Равель (фр. Joseph Maurice Ravel, 7 марта декабря 1937) французский композитор-импрессионист, один из реформаторов и самых значительных деятелей музыки XX века.


Морис Равель родился 7 марта 1875 года в городе Сибур на юге Франции (ныне департамент Атлантические Пиренеи). Мать Равеля испанка, отец – француз. Город Сибур находился на самой границе с Испанией, где в это время служил его отец инженер- путеец, страстный любитель музыки, прививший эту любовь своему сыну. В 1882 году Равель начал заниматься фортепиано. В 1889 году поступил в Парижскую консерваторию, которую закончил по классу фортепиано. Молодому музыканту очень много помогал его учитель Шарль Берно, известный пианист того времени.


Среди самых известных работ блестящая оркестровка «Картинок с выставки» Модеста Мусоргского. По заказу русского дирижёра С. Кусевицкого Равель выполняет блестящую оркестровку «Картинок с выставки» М. П. Мусоргского. Всё это происходит во время работы Мориса над самым известным его произведением «Болеро». Равель много гастролирует: выступает с турами в Италии, Голландии и Англии. И всюду его встречал восторженный приём благодарных почитателей.



Равель Морис Жозеф родился 7 марта 1875 года в небольшом французском городке Сибурне, недалеко от испанской границы. Нет ничего удивительного в испанских привязанностях французского композитора. Ведь его мать Мария Делург была испанкой. Равель Морис Жозеф родился 7 марта 1875 года в небольшом французском городке Сибурне, недалеко от испанской границы. Нет ничего удивительного в испанских привязанностях французского композитора. Ведь его мать Мария Делург была испанкой.


«Болеро – испанский народный танец. Исполняется в умеренном темпе. Для Болеро характерен ряд постоянно возвращающихся ритмических фигур. Болеро танцуют в сопровождении гитары и барабана, сами танцующие поют и отбивают на кастаньетах сложные триольные ритмы» Из энциклопедии Искусства


«Болеро» Мориса Равеля – это симфонический шлягер ХХ века. «Болеро» появилось в 1928 году. На написание «Болеро» Равеля подвигнула Ида Рубинштейн - известная русская балерина, ученица Михаила Фокина, знаменитого русского балетмейстера- новатора. «Болеро» Мориса Равеля – это симфонический шлягер ХХ века. «Болеро» появилось в 1928 году. На написание «Болеро» Равеля подвигнула Ида Рубинштейн - известная русская балерина, ученица Михаила Фокина, знаменитого русского балетмейстера- новатора.


По замыслу композитора действие должно было проходить на открытом воздухе: на фоне стены… заводского корпуса! (композитор всегда питал пристрастие к индустриальному пейзажу). По замыслу композитора действие должно было проходить на открытом воздухе: на фоне стены… заводского корпуса! (композитор всегда питал пристрастие к индустриальному пейзажу).


Завод, рисовавшийся Равелю в «Болеро», существовал в действительности и находился неподалёку от того места, где композитор приобрёл небольшой дом под Парижем. Гуляя здесь с друзьями, Равель часто говорил, указывая на этот завод: «Завод из Болеро». Завод, рисовавшийся Равелю в «Болеро», существовал в действительности и находился неподалёку от того места, где композитор приобрёл небольшой дом под Парижем. Гуляя здесь с друзьями, Равель часто говорил, указывая на этот завод: «Завод из Болеро».


«Болеро» - настоящий композиторский фокус Равеля: из обворожительной темы вырастает образ грандиозный по своим масштабам танец, в котором ощутима «высвободившаяся энергия и воля огромной массы людей». «Болеро» - настоящий композиторский фокус Равеля: из обворожительной темы вырастает образ грандиозный по своим масштабам танец, в котором ощутима «высвободившаяся энергия и воля огромной массы людей».


Не случайно эта музыка приобрела национально-патриотическое звучание и стала своего рода «испанской марсельезой» в период гражданской войны в Испании 1936 года. Не случайно эта музыка приобрела национально-патриотическое звучание и стала своего рода «испанской марсельезой» в период гражданской войны в Испании 1936 года.


«Болеро» имело оглушительный успех в Европе. Тему «Болеро» напевали всюду – в коридорах отелей, в метро, на улице. Поистине это тема века. Её способен был напеть каждый любитель музыки. «Болеро» имело оглушительный успех в Европе. Тему «Болеро» напевали всюду – в коридорах отелей, в метро, на улице. Поистине это тема века. Её способен был напеть каждый любитель музыки.




Танцуй, Равель, свой исполинский танец. Танцуй, Равель! Не унывай, испанец! Вращай, История, литые жернова, Будь мельничихой в грозный час прибоя! О, болеро, священный танец боя! Танцуй, Равель, свой исполинский танец. Танцуй, Равель! Не унывай, испанец! Вращай, История, литые жернова, Будь мельничихой в грозный час прибоя! О, болеро, священный танец боя! Н. Заболоцкий





Морис Равель. Жизнь в искусстве

Используя новейший музыкальный язык,
Равель в то же время питал глубочайшее почтение
к традиционным формам и оставался верен им в своих произведениях...

«Великая музыка, я убеждён в этом, всегда идёт от сердца…»

Морис Равель

В автобиографии, увидевшей свет в 1928 году, Морис Равель так описывал свои первые шаги в жизни и музыке: «Я родился 7 марта 1875 года в Сибуре (Нижние Пиренеи), близ Сен-Жан-де-Люза. Мой отец, родом из Версуа, на берегу озера Леман, был гражданским инженером. Мать принадлежала к старинной баскской семье. Мои родители переселились в Париж, когда мне было три месяца. С тех пор я жил там постоянно. Ещё маленьким ребёнком я был восприимчив к музыке - ко всякой музыке. Мой отец, более сведущий в этом искусстве, чем большинство любителей, стал с ранних лет развивать у меня эти наклонности и поощрять моё усердие. В возрасте шести лет, минуя сольфеджио, которое я так никогда и не проходил, я начал обучаться игре на рояле. Моими учителями был и Анри Гиз, затем М. Шарль-Рене, с которыми я впервые стал заниматься гармонией, контрапунктом и композицией. В 1889 году я поступил в Парижскую консерваторию, в подготовительный класс рояля к Антиому, а через два года перешёл в класс Шарля Берио» .

Сразу же отметим, что баскское происхождение матери композитора придало особое своеобразие его творчеству (сильнейшим образом это своеобразие проявилось, конечно же, во всемирно известном «Болеро»). Сравнительно с другими композиторам и, многие из которых начинали писать музыку, едва выйдя из пелёнок, Равель приступил к «сочинительству» довольно поздно. Его первые вещи - Серенада «Гротеск» и «Баллада о королеве, умершей от любви» - относятся к 1893 году. В это время он занимался в классе гармонии Пессара. В 1895 году он создал «Старинный менуэт» и «Хабанеру» для рояля. Значительными произведениями эти вещь назвать нельзя, однако сам Равель считал, что «В них уже есть такие черты, которые впоследствии стали преобладающими в моих сочинениях».

Большое влияние на молодого композитора оказала русская музыка. Он восхищался произведениями Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского (впоследствии он даже оркестровал его «Картинки с выставки»). Впрочем, нужно отметить, что под очарованием русской музыки в то время находился весь Париж. К началу ХХ века Равель был уже довольно известен в авангардистских кругах как великолепный пианист и автор «очаровательно-странных» пьес.

Однако этого «полуподпольного» признания оказалось недостаточно для получения высшей композиторской награды - Римской Премии. В первый раз Равель принял участие в конкурсе на Римскую Премию в 1901 году и получил вторую большую премию. В 1902 и 1903 годах комиссия отвергала его произведения. Последний раз Равель «попытал счастья» в 1905 году, но тогда комиссия отказала ему в участии в конкурсе, поскольку он уже «не проходил по возрасту».

В своей автобиографии композитор уделяет этому отказу всего две сухие строки: «В 1905 году я, по решению жюри, не был допущен к заключительному туру конкурса». Он не упоминает о той буре, что разразилась после этого «решения жюри». Музыкальная общественность негодовала. Ромен Роллан обратился к комиссии с пламенным протестом: «Чувство справедливости вынуждает меня признать, что Равель не только многообещающий ученик, но уже одна из самых ярких индивидуальностей нашей школы, в которой их не так много. Я не сомневаюсь, что вы, господа судьи, имели благородные намерения, но своим отказом вы обрекли его на вечные муки… Равель подходит к Римской Премии не как ученик, а как композитор, у которого дебют за плечами. Я удивляюсь композиторам, которые осмелились его оценить. Кто оценит их, когда придёт их час?»

Любопытно, но скандал с жюри вызвал у парижского бомонда приступ удвоенной (если не удесятерённой) любви к Равелю. Все наперебой старались «развлечь» его, выказать ему своё участие и поддержку. Так, чета Эдвардс (Альфред Эдвардс был главным редактором газеты «Matin», а его жена, приятельница Малларме, Ренуара и Боннара, славилась в парижском артистическом мире как одна из самых щедрых меценаток) пригласила его в путешествие к берегам Голландии на борту своей роскошной яхты.

В последующие годы, вплоть до начала Первой мировой войны, слава Равеля росла, подпитываемая успехом его следующих произведений. В эти годы появились «Отражения», «Естественные истории», «Моя матушка-гусыня», «Ночной Гаспар» (по мотивам «Гаспара из тьмы» Алоизиуса Бертрана), «Благородные и сентиментальные вальсы», «Испанская рапсодия», опера «Испанский час» и хореографическая симфония «Дафнис и Хлоя», написанная для балетной труппы Сергея Дягилева.

Когда началась Первая мировая война, Равель не захотел оставаться в стороне. Он всеми силами пытался попасть в воздушные войска, однако «поступить в лётчики» ему так и не позволили. Единственное, чего ему удалось добиться после многочисленных просьб, это стать водителем санитарного грузовика. С ноября 1915 по март 1917 года он находился в действующей армии. Конец его «военной карьере» положила дизентерия, - после операции и длительного пребывания в госпитале композитор был демобилизован.

Демобилизовавшись, он поселился в Лион-ла-Форе и возвратился к творчеству. Это возвращение давалось трудно. Равеля мучили бессонница, нервные расстройства, воспоминания о погибших друзьях. Им, навсегда оставшимся на полях сражений, он посвятил свою «Гробницу Куперена», начатую ещё в 1914 году.

Только к началу 1920-х годов композитор смог вернуться к довоенному «рабочему ритму». В 1921 году он купил дом в Монфор-л" Амори, местечке в пятидесяти километрах от Парижа. Здесь, в тишине и уединении, он отдыхал душой и создавал новые произведения.

Одно из самых прелестных его сочинений 1920-х годов - опера-балет «Дитя и волшебство» (1925). Поставленная сразу же после написания в Монте-Карло, эта чарующая музыкальная сказка снискала самую горячую любовь публики.

Вплоть до конца 1920-х годов Равель вёл самую активную жизнь. Он много писал и ездил с выступлениями. К важнейшим его турне этих лет относятся гастрольные поездки по Англии (здесь его почтили степенью доктора Оксфордского университета), Канаде и Скандинавии. Блестящий приём ожидал композитора и в США.

В 1928 году Равель по просьбе известной танцовщицы Иды Рубинштейн написал своё самое знаменитое произведение - «Болеро».

Не менее замечательно и другое «заказное» произведение Равеля - Фортепианный концерт для левой руки. С просьбой о написании концерта к нему обратился Пауль Витгенштейн, немецкий пианист, потерявший на фронте правую руку.

В 1933 году композитор попал в автокатастрофу, результатом которой явилась тяжёлая опухоль мозга. Болезнь прогрессировала, и в 1937 году врачи, почти не рассчитывая на успех, решились на оперативное вмешательство. Положительных результатов операция не принесла, и 28 октября Морис Равель скончался.

Звуки музыки

Благородные и сентиментальные вальсы

Равель так говорил об этом цикле из восьми вальсов: «Название «Благородные и сентиментальные вальсы» само говорит о моём намерении создать цикл вальсов вроде шубертовского. Виртуозность - основа «Ночного Гаспара» сменяется здесь прозрачным письмом, подчёркивающим гармонию и выявляющим мелодический рисунок.

«Благородные и сентиментальные вальсы» были впервые исполнены под громкий свист и неодобрительные возгласы публики в одном из концертов - викторин. Слушатели путём голосования определяли автора каждого исполнявшегося произведения. Незначительным большинством публика признала меня автором «Вальсов». Цикл «Благородные и сентиментальные вальсы» был написан в 1911 году для фортепиано. Однако вскоре Равель оркестровал его (так он поступал с большинством своих фортепианных произведений).

Но и в оркестровой версии «Вальсы» не получили должного признания при жизни их автора. Даже седьмой вальс, который Равель считал самым характерным во всём цикле, не снискал одобрения критики и слушателей. Надо отметить, что и теперь этот цикл исполняется реже, чем другие произведения Равеля, хотя является одним из изящнейших его произведений.

Дафнис и Хлоя

Хореографическую симфонию в трёх частях «Дафнис и Хлоя» Равель написал в 1911 году по просьбе Сергея Дягилева. Премьера «Дафниса и Хлои» в исполнении дягилевской труппы состоялась 8 июня 1912 года. Партию Дафниса исполнял прославленный танцор Вацлав Нижинский, Хлою - не менее знаменитая балерина Тамара Карсавина.

Над хореографией работал Михаил Фокин, костюмы и декорации создал Лев Бакст. Одним словом, премьера была просто «обречена на успех».

Либретто балета уводит нас из предвоенной Европы в Золотой век. Дафнис и Хлоя - подлинные дети счастливой Аркадии. Они любят друг друга светлой и невинной любовью. Им не ведомы муки ревности и заботы о хлебе насущном. Но однажды Хлою похищают пираты. Дафнис сражён горем. Видя его отчаяние, нимфы просят Пана помочь спасти девушку. Пан посылает ей на выручку сатиров, и вскоре уже влюблённые воссоединяются. Они клянутся в вечной любви у алтаря нимф.

Несмотря на некоторую наивность либретто, как сценическое действо «Дафнис и Хлоя» производят неизгладимое впечатление. Во многом оно обусловливается, конечно же, прекрасной музыкой Равеля. Заслуживает внимания, между прочим, тот факт, что почти все самые известные фрагменты балета - те, во время которых на сцене не танцуют.

Написанная для Дягилева партитура балета «Дафнис и Хлоя» - одна из вершин творчества композитора. Среди её лучших страниц – картина восхода солнца. Из музыки балета составлены две симфонические сюиты.

«Красавица и чудовище» из сюиты «Моя матушка-гусыня»

Сюжет «Моей матушки-гусыни» навеян историями Шаря Перро и других сказочников. Сначала, в 1908 – 1910 годах, Равель написал маленькую сюиту из пяти пьес для фортепианного дуэта. Затем он её оркестровал для балета. «Красавица и чудовище» вдохновлена популярнейшей сказкой, которая многим знакома под названиями «Земира и Азор» или «Аленький цветочек». Медленная вальсовая тема рисует портрет красавицы. Тему чудовища вначале играет низкий и грубый контрафагот, но, когда монстр превращается в прекрасного принца, тема его тоже магически преображается.

Болеро

«Только одним способом можно представить настоящий характер «Болеро» - увидев его в хореографической интерпретации Иды Рубинштейн. Её исполнение всегда будет оставаться недостижимым идеалом, образцом для будущих исполнителей произведения Равеля». Так встретила премьеру «Болеро» в хореографической постановке Иды Рубинштейн одна из парижских газет.

Главную роль в «Болеро» играет даже не столько завораживающая мелодия, повторяющаяся на протяжении всего произведения (главная тема, продолжительностью всего в восемнадцать тактов, ни на секунду не уступает «поля боя» другой теме), а ритм. Мелодия постоянно сопровождается однообразным ритмическим аккомпанементом, поддерживаемым барабаном. При этом заметьте, она не кажется однообразной, механичной.

Не менее важна, чем ритм, в этом произведении оркестровка. В первых тактах «участвуют» лишь четыре инструмента. По мере же нарастания оркестрового крещендо, на сцену выступают всё новые и новые инструменты. К финалу их становится уже двадцать шесть.

Интересные факты

По происхождению Равель был отчасти швейцарцем, отчасти баском, что не могло не наложить отпечатка на его музыку. Он учился в Парижской консерватории, пять раз неудачно учувствовал в конкурсе на Римскую премию, но стал ведущим французским композитором.

Музыка к фильмам

В 1934 году грандиозный успех «Болеро» подал Митчеллу Лейзену идею снять одноименный фильм с Кэрол Ломбард и Джорджем Рафтом. С тех пор музыка Равеля стала очень популярной в кино. Два относительно недавних примера – «Американский оборотень в Париже» (1997) с Томом Эвереттом Скоттом и Жюли Дельпи, где звучит музыка из «Дафниса и Хлои», и «Семейка Тоненбаумов» (2001) с Джином Хэкманом и Анжеликой Хьюстон, где использованы фрагменты Квартета Фа мажор.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Равель. Сентиментальный вальс, mp3;
Равель. «Красавица и чудовище » из сюиты « Моя Матушка-гусыня» , mp3;
Равель. «Восход солнца» из балета «Дафнис и Хлоя», mp3;
Равель. Болеро, mp3;
3. Сопроводительныя статья, docx.

Похожие публикации