Должностная инструкция оператора эвм. Стандарт начального профессионального образования Российской Федерации по профессии «Оператор электронно-вычислительных машин “Оператор электронно-вычислительных машин”

СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРОФЕССИЯ:

МАШИН

ОСТ 9 ПО 02.1.9-2002

Издание официальное

УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель Министра

образования Российской Федерации

Дата введения:

«_______»____________________ 2002 г.

СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБРАЗОВАНИЕ: НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ПРОФЕССИЯ: ОПЕРАТОР ЭЛЕКТРОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

МАШИН

ОСТ 9 ПО 02.1.9-2002

Издание официальное СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

__________________________________________________________________

Education: initial vocational education

Профессия: оператор электронно-вычислительных

машин ОСТ 9 ПО 02.1.9-2002

Profession: computer operator

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Стандарт начального профессионального образования Российской Федерации по профессии «Оператор электронно-вычислительных машин» (федеральный компонент) разработан в соответствии с Перечнем профессий начального профессионального образования, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.99 г. № 000, и включает документы:

а) профессиональную характеристику;

б) федеральный компонент содержания образования.


Профессиональная характеристика отражает содержательные параметры в виде практических и теоретических основ деятельности.

В структуре федерального компонента содержания образования (профессионального цикла) выделены блоки учебного материала, предметные области и учебные элементы с указанием определенных уровней их усвоения.

Названия учебных элементов в стандарте указывают на конкретное содержание деятельности, которое должен освоить выпускник в результате обучения. Соотношение теоретического и практического обучения определяется учебно-программной документацией.

Стандарт начального профессионального образования предусматривает использование следующих уровней усвоения:

1 уровень - узнавание изученных ранее объектов, свойств, процессов и выполнение профессиональной деятельности с опорой (подсказкой);

2 уровень - самостоятельное выполнение (по памяти) типовой деятельности;

3 уровень - создание и выполнение алгоритма нетиповой деятельности.

При изложении федерального компонента принят следующий порядок:

Названия блоков пишутся заглавными буквами и имеют сквозную нумерацию;

Названия предметных областей внутри блоков выделены прописными буквами, номер предметной области содержит номер блока и порядковый номер области внутри блока;

Номер основного обобщающего учебного элемента включает номер предметной области и порядковый номер данного элемента;

Узловые учебные элементы перечисляются с красной строки после основного обобщающего учебного элемента, к которому они относятся;

Для ряда учебных элементов и некоторых предметных областей выделены характеризующие их признаки, которые следуют после двоеточия за названием предметной области или учебного элемента;

Признаки основного обобщающего учебного элемента или предметной области относятся ко всем входящим в них нижерасположенным учебным элементам;

Для учебных элементов, после которых уровень усвоения не указан, подразумевается первый уровень;

Уровень усвоения, отличный от первого уровня, указывается в круглых скобках непосредственно за учебным элементом или признаком и относится только к нему.

Рабочие учебные планы и программы для организации обучения разрабатываются образовательными учреждениями начального профессионального образования на основе Модели учебного плана (ОСТ 9 ПО 01.03-93), настоящего стандарта на профессию и с учетом примерной учебно-программной документации, разработанной Институтом развития профессионального образования Министерства образования Российской Федерации, а также национально-региональных условий.

Стандарт начального профессионального образования имеет межведомственный характер, распространяется на все формы подготовки по данной профессии как в государственных, так и негосударственных образовательных учреждениях и имеет юридическую силу во всех субъектах Российской Федерации.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

1. Профессия начального профессионального образования


Оператор электронно-вычислительных машин.

Профессия по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94):

Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин (3 разряд).

2. Назначение профессии

Оператор электронно-вычислительных машин (ЭВМ) выполняет ввод и обработку информации на электронно-вычислительных машинах, подготавливает к работе вычислительную технику и периферийные устройства.

3. Квалификация

В соответствии с Перечнем профессий начального профессионального образования профессия «Оператор электронно-вычислительных машин» относится к 3-ей ступени квалификации и предполагает получение среднего (полного) общего образования.

Уровень квалификации выпускника по профессиям начального профессионального образования устанавливается в соответствии с действующей системой тарификации по профессиям ОК 016-94 и другими нормативными актами органов по труду.

Практические основы профессиональной деятельности

Теоретические основы
профессиональной деятельности

Общепрофессиональные параметры

Ведение процесса обработки информации на ЭВМ.

Основные определения информатики. Свойства и единицы измерения информации. Понятие о программном обеспечении .

Основные этапы обработки информации на ЭВМ. Последовательность действий в процессе записи, хранения, накопления, преобразования, считывания, копирования информации.

Понятие об архитектуре ЭВМ.

Системный блок, его основные узлы, их функции, связь, размещение, технические характеристики, исполнение. Типы корпусов.

Основные характеристики и типы внутренней и внешней памяти ЭВМ.

Роль вычислительной техники в автоматизированных системах управления.

Выполнение ввода-вывода информации с носителей данных, каналов связи.

Устройства ввода-вывода информации и дополнительные устройства, их разновидности, назначение, принципы работы, способы подключения. Виды носителей информации и каналов связи. Приемы ввода информации в ЭВМ и ее последующий вывод.

Подготовка к работе вычислительной техники и периферийных устройств.

Правила включения, перезагрузки и выключения компьютера и периферийных устройств.

Ведение установленной документации.

Виды, назначение, содержание, правила ведения и оформления документации.

Работа с клавиатурой.

Функции и группы клавиш на клавиатуре, варианты клавиатурных комбинаций. Методы работы десятипальцевым способом.

Виды клавиатурных тренажеров, правила их использования в работе.

Работа в основных операционных системах, осуществление их загрузки и управления.

Операционные системы (ОС) – термины и определения. Виды ОС, их назначение и особенности. Структу-

ра, свойства и возможности ОС. Приемы работы в ОС. Основные операторы и функции ОС.

Разновидности и применение системных утилит для настройки и обслуживания ЭВМ.

Работа в программах-оболочках (файловые менеджеры), выполнение основных операций с файлами и каталогами.

Основные файловые менеджеры, их характеристики и возможности. Правила и приемы работы в программах-оболочках, основные команды меню и диалоговых окон. Разновидности операций с файлами и каталогами. Способы представления информации на панелях. Приемы создания и редактирования меню пользователя.

Управление работой текстовых редакторов.

Назначение и разновидности текстовых редакторов, их функциональные возможности. Основные элементы экранного интерфейса. Содержание опций меню программы и панели инструментов. Правила работы с документами, способы и средства размещения, редактирования, форматирования и иллюстрирования тек-

ста. Требования к сохранению, печати и закрытию документов.

Работа с электронными таблицами, ведение обработки текстовой и цифровой информации в них.

Назначение, возможности и применение электронных таблиц, принципы их построения и организация работы с ними. Основные элементы экранного интерфейса. Опции меню и панели инструментов. Правила ввода, обработки, оформления, редактирования данных и выполнения вычислительных операций. Приемы построения алгоритмов обработки информации.

Многообразие, среда обитания и категории вирусов. Пути и механизмы распространения и действия вирусных программ, формы проявления; профилактические меры.

Разновидности антивирусных программ, принципы их действия, способы настройки и порядок работы в них.

Поддержка санитарного состояния оборудования и рабочих мест в соответствии с нормами.

Физиолого-гигиенические основы трудового процесса, требования санитарии.

Основные положения Законодательства по охране труда.

Правила безопасности на предприятии и в мастерских.

Информационные технологии: определение, инструментарий.

Вычислительная техника: история появления и развития, основные этапы и направления, область применения.

2.2.

Основные сведения об электронно-вычислительных машинах.

Электронно-вычислительные машины (ЭВМ) (2): назначение, общественные аспекты применения, классификация, терминология, типы и поколения ЭВМ, перспективы. Значение и место ЭВМ в автоматизированных системах управления (АСУ), системах автоматизации научных экспериментов.

Архитектура ЭВМ (2): определение, основные сведения. Типы архитектур.

Структура ЭВМ (2): понятие, схемы, взаимодействие основных устройств.

Системная плата (2): функции, технические характеристики, исполнение, типовые элементы и узлы, взаимосвязь.

Память ЭВМ (2): типы, структура и организация. Принципы хранения информации (2). Внутренняя память (2): функции, структурная схема, особенности построения. Устройства внутренней памяти (2): виды, свойства, основные параметры и характеристики, взаимосвязь. Внешняя память (2): типы, параметры, материалы накопителей, правила использования.

Микропроцессоры и сопроцессоры (2): основные характери-

стики, назначение. Микропроцессор и память (2): способы обмена информацией. Контроллеры, шины и порты (2): назначение, основные сведения.

Устройства ввода (клавиатура, мышь, трекбол, джойстик) (2): разновидности, типы, функции, устройство, принципы работы, способы управления, правила эксплуатации. Клавиатура (2): основные методы и приемы работы. Клавиши на клавиатуре (2): функции, группы, варианты клавиатурных комбинаций. Программы-тренажеры для отработки приемов работы на клавиатуре со скоростью 160-180 ударов в минуту: виды, применение (2).

Устройства вывода (мониторы, принтеры, диски) (2): виды, классы, назначение, устройство, принцип действия, правила использования в работе, эксплуатация. Устройства внешней памяти (приводы накопителей на магнитных, оптических и магнитооптических дисках) (2): типы, параметры, принципы действия. Дисководы и диски (2): взаимодействие.

Дополнительные устройства (планшет, сканер, факс-модем, стример) (2): назначение, основные функциональные узлы, применение. Магнитные накопители сверхбольшой емкости (2): параметры, использование.

Работа на ЭВМ (2): общие требования, правила, рекомендации.

Соединение периферии (3): правила, надежность, способы подключения. Хранение данных программ в ЭВМ (2): основные способы.

Правила включения, перезагрузки и выключения компьютера (3).

Ввод текста с клавиатуры (средняя скорость 160-180 ударов в минуту) (2).

2.3.

Программное обеспечение ЭВМ

Программное обеспечение (2): история развития, термины, определения, состав, структура. Смена версий программного обеспечения: назначение, периодичность.

Системные, служебные и прикладные программы (2): основные понятия. Интерфейс (2): определение, типы, характеристики.

Операционные системы (ОС) (2): определение, типы, структура, функции. Взаимодействие пользователя с ОС (2). Файловые системы ОС (2): термины, определения. Утилиты ОС (2): виды, назначение, свойства.

MS-DOS (2): основные сведения, функциональные возможности, состав, структура. Правила работы в MS-DOS (2). Файлы (2): типы, функции. Основные команды: категории, классификация, способы ввода (2). Операции с файлами, каталогами, дисками (2): виды, способы выполнения.

ОС класса Windows (2): виды, возможности, основные сходства и отличия, требования к аппаратным ресурсам. Пользовательский интерфейс Windows (2): общие сведения. Рабочий стол и панели (панель задач, панель управления, панель инструментов) (2): назначение, правила работы с ними. Основные команды меню и диалоговых окон (2). Программы Windows (2): разновидности,

функциональные возможности. Приемы работы в Windows (2): последовательность основных операций, средства, способы. Правила запуска и завершения работы программ (3). Способы создания папок и ярлыков (2). Изменение оформления и настройки основных элементов. Справочная информация (3): способы получения.

Выполнение работ в Windows (2).

Программы-оболочки (2): виды, версии, характеристики, назначение, преимущества и недостатки, возможности, правила и приемы работы, перспективы. Интерфейс (2): структура. Основные команды меню и диалоговых окон (2): разновидности, назначение. Операции с файлами и каталогами (2): виды, последовательность действий, результат. Способы представления и обработки информации (2).

Сохранение, печать и закрытие документов в программах-оболочках (2): требования к выполнению.

Выполнение работ в программах-оболочках (2).

Прикладные программы (2): разновидности, функции.

Текстовые редакторы (2): разновидности, применение, свойства.

Редактирование текста (2): общие сведения. Работа с документами (размещение, редактирование, форматирование, иллюстрирование, оформление) (2): основные требования, приемы, средства. Текстовый редактор Word (2): характеристики, назначение, применение, основные элементы экранного интерфейса. Меню

программы и панели инструментов в Word (2): содержание опций. Критерии эффективной работы в Word (2). Требования к сохранению, печати и закрытию документов (3).

Электронные таблицы (2): назначение, возможности, принципы устройства, область применения. Обработка данных (2): виды операций, правила выполнения, основные способы, требования к проведению. Программный продукт Excel (2): организация работы программы. Основные элементы экранного интерфейса (2): виды, назначение. Меню программы и панели инструментов (2): содержание опций. Работы с ячейками, списками, базами данных, таблицами (2): виды, примеры, основные приемы. Диаграммы (2): общие сведения, основные компоненты, принципы организации данных, порядок создания диаграмм. Обмен данными между приложениями Excel и Word (2): основные способы.

Базы данных (2): виды, назначение, организация, область применения. Система управления базами данных Access (2): характеристики работы. Принципы проектирования, создания и модификации баз данных (2).

Электронная почта: понятия, основные функции. Программа Outlook Express: назначение, принципы работы программы, основные элементы окна, особенности настройки интерфейса и основных параметров. Почтовые сообщения (2): правила работы. Способы применения адресной книги (2). Выполнение основных операций с текстовыми файлами (2).

Обработка текста с помощью текстовых редакторов (2).

Обработка данных с помощью электронных таблиц (2).

Создание и работа с базами данных (2).

2.4.

Архивация данных

Архивы и архивирование (2): назначение, термины, определения. Программы-архиваторы: разновидности, свойства (2), основные режимы работы (2), диалоговые окна, команды (2).

Архивации и разархивации файлов (2): основные правила, этапы, последовательность.

2.5.

Сведения о компьютерных вирусах

Компьютерные вирусы (2): понятие, многообразие, среда обитания, категории. Вирусные программы (2): пути и механизмы распространения, действия, формы проявлений. Профилактические меры (2).

Антивирусные программы (2): разновидности, принципы действия, способы настройки, порядок работы в них.

2.6.

Защита информации

Защита информации (2): понятие, назначение. Защита информации в ЭВМ, вычислительных сетях, автоматизированных системах управления (2): принципы, способы, средства.

2.7.

Мультимедиа

Мультимедиа: понятия, определения.

Аппаратные средства мультимедиа (звуковые карты, видеокарты, микрофоны, акустические системы) (2): виды, способы подключения, функции. Адаптеры и конверторы, аппаратные ме-

тоды компрессии, графические ускори, графические процессоры: назначение, использование, функциональные возможности.

Мультимедиа-программы: виды, свойства, настройка, применение. Звуковые и видеофайлы (2): форматы, правила работы с ними.

2.8.

Технология модернизации электронно-вычислительных машин

Модернизация ЭВМ (2): назначение. Upgrade: понятие, определение.

Виды и сроки мероприятий по техническому обслуживанию оборудования и аппаратуры.

Установка программных продуктов (2): правила, последовательность действий, рекомендации.

Обновление программных продуктов (2): способы, основные этапы, последовательность, условия.

Выполнение установки и обновления программного обеспечения (2).

Настройка и оптимизация работы ЭВМ (2): основные алгоритмы, способы проведения, результаты.
Выполнение настройки работы ЭВМ (2).

2.9.

Причины сбоев

Устойчивость работы вычислительных систем: понятия.

Факторы, влияющие на сбои (2): классификация, характер, формы предупреждений, содержание компьютерных сообщений. Наиболее распространенные сбои и отказы в работе (2): причины, возможная профилактика.

Поиск и устранение простых неполадок в работе аппаратуры и оборудования (2): основные правила, приемы выхода из проблемных ситуаций. Способы разрешения конфликтов устройств (2).

Диагностические программы (2): виды, свойства, правила запуска, оценка результатов диагностики.

Выполнение диагностических мероприятий (2).

2.10.

Сведения о сетях и технологиях

Вычислительные сети (2): понятие, разновидности, назначение, масштаб, перспективы, использование.

Локальные компьютерные сети: понятия (2), характеристики, возможности, модели, схемы (2). Основные элементы локальной сети: виды (2), способы соединения друг с другом (топология). Сети с централизованным управлением: модели.

Основные методы доступа. Системы передачи данных: основные сведения.

Аппаратные средства локальных сетей: состав, конфигурация, функции (2).

Сетевое программное обеспечение: термины (2), определения, состав, структура. Сетевые операционные системы: разновидности, функции. Сетевые приложения: виды, применение.

Ответственность пользователей за функционирование сети.

Работа в локальных компьютерных сетях: правила, основные этапы, последовательность.

Глобальная компьютерная сеть Интернет (Internet) (2): термины, определения, масштаб, возможности, предоставляемые услуги, структура, информационные ресурсы, условия подключения.

World Wide Web (WWW) (2): основные сведения о системе. Web-браузер (2): виды, функции.

Принципы адресации в Интернете (2).

Аппаратное обеспечение (2): основные требования. Компоненты сетевого оборудования (2): разновидности, назначение, конфигурация.

Программное обеспечение Интернет (2): термины, определения, состав, структура, функции, требования и приемы использования.

Работа в Интернете (2): основные этапы, последовательность, правила, приемы, особенности. WEB-сайты, страницы: общие сведения, правила работы, использование.

2.11

Основы компьютерной графики

Компьютерная графика (2): назначение, применение, основные средства, перспективы.

Графические программы (2): разновидности, назначение, свойства, область применения. Графические пакеты (2): виды, преимущества, недостатки. Графические форматы (2): типы.

Экспортирование и импортирование графических файлов (2): основные правила.

Программы по созданию точечного рисунка (2): виды, принципы работы, применение.

Элементы экранного интерфейса (2) виды, назначение, приемы использования.

Команды меню (2). Панель инструментов (2): основные средства.

Создание точечного рисунка (2).

Программы по созданию векторной графики (2): виды, сущность, недостатки, преимущества, применение, принципы работы, основные элементы экранного интерфейса, опции меню программы и панели инструментов, основные действия.

Работа с объектами и группами объектов: виды операций, правила выполнения, способы, средства, основные действия. Способы использования цвета.

Работа с текстами (2): основные требования, возможности, последовательность операций, способы, средства, примеры.

Работа с перспективой и объемом: общие понятия.

Программы по созданию растровой графики (2): виды, характеристика, недостатки, преимущества, применение и принципы работы, основные элементы экранного интерфейса, опции меню программы, панели инструментов и палитр.

Рисование: правила, требования к созданию нового рисунка,

средства (2), основные приемы. Способы использования цвета.

Изображения: виды комбинаций, способы цветового оформления, форматирования, трансформации. Использования графических объектов, выполненных в других графических форматах и наоборот: правила, приемы.

Программы трехмерного моделирования: назначение (2), область использования (2), особенности работы. Основные команды и функции.

Работа с простыми объектами: приемы, средства. Способы изменения свойств и характеристик объектов.

Система автоматизированного проектирования: понятие, назначение, область применения (2), возможности.

Программный пакет AutoCAD: функции. Создание чертежей: общие сведения, основные средства.

Распределение времени обучения по профессии

“Оператор электронно-вычислительных машин”

по разделу “Профессиональная подготовка”

Количество часов

на базе среднего (полного) общего

образования

на базе основного общего образования с получением среднего (полного)

общего образования

Сроки обучения

1 год 3 года

Профессиональная подготовка

Резерв времени

Консультации

Экзамены

СТАНДАРТ РАЗРАБОТАН ИНСТИТУТОМ РАЗВИТИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА

ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Директор Института

развития профессионального

д. филос. н., профессор

Зам. директора Института

развития профессионального

образования Минобразования России,

Руководитель разработки

Зав. лабораторией методического

обеспечения профессий

машиностроения и связи, к. т.н.

Исполнитель

с. н.с. лаборатории методического

обеспечения профессий

машиностроения и связи

СОГЛАСОВАНО:

Институт управления образованием

Российской Академии Образования

Письмо № 74/1-74 от 01.01.2001 г.

Управление начального

профессионального образования

Минобразования России

Начальник управления, д. эк. н.,

Оператор ЭВМ и его должностные обязанности

Оператор ЭВМ — это специалист, занимающийся вводом информации в ЭВМ, сохранением данных и их обработкой. Сама вакансия обычно называется «оператор ЭВМ» (ЭВМ — электронно-вычислительная машина) или «оператор ПК» (ПК — персональный компьютер). Названия эти описывают деятельность одного и того же специалиста.

Однако для того, чтобы работать оператором ПК, недостаточно быть опытным пользователем компьютерной техники. Для работы в этой должности требуются навыки использования различных операционных систем, программ и баз данных. Кроме того, указанный специалист должен знать основы документооборота, бухучета и кадровой работы.

Пользуясь имеющимися знаниями, оператор ПК вводит информацию, контролирует правильность ее отображения, составляет различные таблицы, заполняет журналы, ведомости и т. д. Конкретные должностные обязанности оператора ЭВМ устанавливаются работодателем в должностной инструкции, которую каждая организация разрабатывает самостоятельно с учетом особенностей своей работы и направления деятельности.

Структура должностной инструкции оператора ПК

Законодательство не устанавливает унифицированной формы должностной инструкции для оператора компьютерной техники, однако работодатели, разрабатывая этот документ, обычно стараются воспользоваться структурой, общепринятой в кадровом делопроизводстве. Эта структура позволяет учесть все основные моменты, определяющие трудовую деятельность оператора ПК.

Традиционно должностная инструкция состоит из следующих разделов:

Не знаете свои права?

  1. Общие положения. В этой части документа устанавливаются основные требования к оператору ПК, такие как:
    • образование;
    • опыт работы;
    • профессиональные навыки.

    Кроме того, в этом разделе перечисляются нормативные и локальные документы, с которыми должен быть ознакомлен специалист перед началом работы, определяется порядок его принятия, увольнения и замещения, указывается место штатной единицы в общей организационно-штатной структуре и непосредственный начальник сотрудника.

  2. Должностные обязанности и права. Эта часть должностной инструкции является основной, так как при внимательном подходе в процессе разработки документа позволяет учесть весь круг полномочий специалиста.
  3. Ответственность. Этот раздел устанавливает перечень трудовых нарушений, за которые работник может быть наказан, и может определять непосредственно наказания. Однако нужно помнить, что трудовое законодательство запрещает при этом ужесточать ответственность работника по сравнению с нормами закона. Впрочем, во многих случаях все содержание раздела сводится к общим фразам о том, что работник может быть привлечен к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Основные требования к оператору ПК

К образованию оператора ПК, высоких требований, как правило, не предъявляется. В большинстве случаев достаточно общего среднего или среднего специального образования с умением работать с определенными программами и базами. Правда, при этом от кандидата на должность оператора ЭВМ, в зависимости от сферы деятельности организации, может потребоваться наличие каких-либо дополнительных профессиональных навыков (к примеру, знание иностранного языка, основ бухгалтерского учета или кадрового делопроизводства).

Требования к опыту работы специалиста определяет работодатель исходя из конкретных обстоятельств. Так, если предполагается выполнение несложной работы или работа в специально разработанной на предприятии программе, от соискателя могут не требовать вообще никакого опыта работы. Если же работа оператора ПК будет связана с какими-либо дополнительными трудовыми функциями (формированием документов, анализом данных и т. п.), может требоваться опыт работы от 1 года до 3 лет.

Типовые должностные обязанности и права оператора ЭВМ

Определяя круг должностных обязанностей оператора компьютерной техники, каждый работодатель исходит из своих реалий, однако есть и ряд характерных практически для любой организации.

В большинстве случаев трудовые обязанности оператора ЭВМ включают:

  • техническую подготовку документации для текущей работы организации;
  • изготовление копий документов с помощью копировальной техники;
  • набор текстовой информации с соблюдением правил орфографии и пунктуации;
  • внесение в различные базы данных сведений, необходимых для работы организации;
  • работу с электронной почтой;
  • распечатку и систематизирование документации;
  • отслеживание состояния используемой техники и своевременное информирование руководства о необходимости ее ремонта или замены.

Трудовые же права оператора ЭВМ неразрывно связаны с его обязанностями, так как их назначение — облегчение выполнения сотрудником своих функций. К основным должностным правам этого специалиста можно отнести:

  • право на получение рабочей информации, связанной с выполнением должностных обязанностей;
  • право на взаимодействие с остальными службами организации в рамках выполняемых функций;
  • право на место работы, отвечающее требованиям безопасности и законодательства.

В заключение осталось сказать, что разумно определенный круг должностных прав и обязанностей оператора ЭВМ (ПК) позволит сотруднику эффективно и производительно осуществлять трудовую деятельность, поэтому раздел требует наиболее тщательной проработки с учетом всех особенностей работы предприятия. Особое внимание этому разделу стоит уделять при разработке еще и потому, что работник вправе не выполнять никаких иных поручений, кроме тех, что определены его должностными обязанностями в трудовом договоре и должностной инструкции.

Деятельность специалистов, занимающихся разработкой программного обеспечения, регламентируется профессиональным стандартом. Этот документ определяет необходимый уровень квалификации сотрудника и дает характеристику основным трудовым действиям в рамках профессии «программист».

Зачем нужен профессиональный стандарт

Профстандарт – это документ, определяющий набор знаний, умений и навыков специалиста, необходимый для достижения целей в процессе профессиональной деятельности или отдельной трудовой функции.

Этот документ дает работодателю четкое понимание того, каким сотрудникам какие функции назначить, а также установить правильные названия их должностям . Профстандарт разрабатывается министерством труда, утверждается министерством юстиции, регулируется Трудовым Кодексом.

Обязательно ли применять

Существует мнение, что профстандарты обязательны только для государственных организаций, но никак не для частных компаний. Ст.57, 195.1, 195.3 ТК РФ указывают, что критерии, заключенные в этом документе, устанавливаются для всех организаций и не зависят от вида правовой формы .

Не стоит воспринимать профстандарт как единое монолитное требование, обязательное во всем своем объеме. Это многоструктурный документ, в нем содержатся как обязательные пункты, так и необязательные.

Министерство труда разъясняет, что на сотрудника могут действовать несколько стандартов, поэтому он никак не ущемляет свободу юридических лиц в планировании рабочего процесса и создании должностных инструкций.

Описанный внутри стандарта свод критериев и правил не носит характер нормативного и обязательного требования, заставляющего руководителя менять установленные на предприятии должностные обязанности сотрудников.

По части обязательности можно говорить лишь о двух пунктах профстандарта:

  1. Часть, которая регламентирует квалификационные требования.
  2. Пункты, устанавливающие названия должностей.

Если работа сотрудника связана с различными ограничениями или дает право на получение льгот и компенсаций, то его должность должна быть прописана в трудовом договоре так же, как в профстандарте.

Несоответствие работника профессиональному стандарту не дает право работодателю уволить его. Увольнение возможно только при плохих результатах аттестации или отсутствия возможности перевода сотрудника на другую должность в компании, соответствующую его знаниям и навыкам. Для повышения квалификации до уровня профстандарта служащему может быть предложено профильное обучение.

Основная цель данного документа – сопоставить квалификационные требования с каждой должностной функцией , осуществляемой сотрудником в границах определенной профессии, а также дать характеристику самой функции.

Структура документа

Стандарт для профессии «программист» введен в действие решением Министерством труда РФ No 679н от 18.11.2013.

  1. Общая информация о профессии, виды деятельности, цели.
  2. Перечень общих и частных функций, требуемый уровень квалификации по каждой из них.
  3. Подробное описание всех рабочих процессов и нужных для их осуществления знаний и навыков.
  4. Данные о составителях стандарта.

Основные обязанности

Профессиональный стандарт закрепляет за программистом несколько главных типов действий:

  • написание кода и диагностика ошибок;
  • тестирование и перепроектирование кода;
  • объединение отдельных модулей, соблюдение регламента техдокументации;
  • определение требований к программам;
  • разработка архитектуры ПО.

Установленные требования согласно документу

В общую трудовую функцию программиста входит несколько видов деятельности, определенных соответствующими должностями. Каждая имеет свои требования к специалисту.

Младший специалист

Для такой работы необходим диплом о среднем специальном образовании. Профессиональный стаж не требуется.

Программист

Специалист такого уровня должен обладать средним специальным или высшим образованием . На такую должность назначаются кандидаты, проработавшие в области создания ПО более полугода.

Специалисту необходимо знать:

  • способы автоматического тестирования программ;
  • механизмы диагностики ПО;
  • интегрированные среды разработки;
  • методы получения численных значений различных свойств ПО;
  • организацию оценки программ;
  • языки программирования.

Старший

Обязательное требование – наличие высшего профильного образования. Сотрудник должен проработать в этой сфере более года.

Специалисту необходимо знать:

  • методику объединения модулей и компонентов;
  • механизмы взаимодействия ПО с пользователем и оборудованием;
  • процессы развертывания ПО;
  • способы обработки данных;
  • языки программирования.

Ведущий

Такую должность могут занимать профессионалы со стажем работы в сфере программирования от 3 лет и выше. Высшее образование обязательно.

Специалисту нужно знать:

  • функционал действующей программно-аппаратной среды;
  • основные инструменты разработки и их возможности;
  • методику проектирования и создания ПО;
  • технологию создания баз данных.

Отличия в специализациях

Основные отличия заключаются в следующем:

  • техник-программист работает с готовыми программами, выполняет с помощью них определенные задачи;
  • инженер-программист разрабатывает программы, которыми в дальнейшем пользуется техник;
  • оператор эвм – это своего рода продвинутый пользователь ПК с более углубленным знанием специфических программ, используемых в определенной сфере.

Техник-программист

Техник-программист пользуется в своей работе готовым программным обеспечением. С помощью него он выполняет техзадания, обрабатывает всевозможные данные, обеспечивает надлежащую работу вычислительного оборудования.

Он может участвовать в написании простых кодов. В его обязанности также входят: учет технических документов, контроль реестра завершенных задач, устранение неисправностей в аппаратной среде.

Основные функции:

  • создание средств обработки данных;
  • передача и хранение информации;
  • поддержание работоспособности компьютерной системы;
  • проведение расчетных операций;
  • осуществление простых технических процессов обработки данных.

Инженер-программист

Работник этой профессии должен обладать продвинутыми знаниями в структурном программировании, разбираться в видах ПО, владеть всевозможными методиками обработки информации. Приветствуется умение разбираться в формализованных языках программирования и вести техдокументацию.

Основные функции:

Оператор ЭВМ

Оператор ЭВМ (электронно-вычислительная машина) – это сотрудник, осуществляющий ввод разного рода данных в компьютер, их обработку и хранение. Такая должность может также называться «Оператор ПК (персональный компьютер)».

Для работы на этой должности мало быть продвинутым пользователем ПК. Специалисту необходимо иметь навыки ведения баз данных, уметь пользоваться разными операционными системами и программами. Помимо этого, требуется знать принципы ведения документации и основы бухгалтерского учета.

Трудовой процесс оператора ЭВМ включает:

  • подготовку документов для операционной деятельности компании;
  • копирование документов;
  • ввод текстовых данных с соблюдением правил русского языка;
  • заполнение и ведение базы данных;
  • ответы на электронные письма;
  • распечатку документов;
  • систематизированный учет рабочих файлов;
  • поддержание работоспособности компьютерной техники.

Если вы решили связать свою жизнь с программированием, видео поможет вам определиться, как начать с нуля.

Похожие публикации